+7 (4862) 77-09-82
Наш адрес: г. Орел, ул. Комсомольская, 318
 
 
 
 
 
 

Значение музыкального воспитания в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста.

    Детство – бесценный дар, который получает каждый человек при рождении. Самой главной задачей для дошкольного образования является – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие и физических качеств, т.е. подготовки ребенка к жизни в современном обществе. Одно из средств осуществления этой задачи является – музыка, так "Музыкальное воспитание – это не воспитания музыканта. Это воспитание человека, как сказал Сухомлинский.

    Система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов укрепления и сохранения здоровья у детей. А музыка воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывая реакции, связанные с изменениями кровообращения, дыхания. Академик Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что, если установить механизм влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. Доказано, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку и во время работы и во время отдыха. Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в восприятии и развитии ребенка и особенно у детей, имеющих нарушение в развитии речи.

    Следовательно, музыкальное воспитание детей в системе дошкольного образования является одной из важных сторон в деле становления личности ребенка и вносит большой вклад в реализацию федеральной программы «Здоровье нации"

    А поставленные цели и задачи диктуют необходимость выбрать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и технологий. Наш детский сад работает по комплексной программе «От рождения до школы» под ред М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, которые дополняются программами, в соответствии с коррекционной направленностью групп. Работая над общими задачами по музыкальному воспитанию, я одновременно работаю и над решением коррекционных задач. Одним из направлений коррекционной работы в нашем детском саду является обучение и воспитание детей с нарушением речи.

    Такие дети имеют определенные особенности развития:

    · Кроме собственного речевого нарушения у них наблюдаются нарушения и других видов деятельности (изобразительной, координации движений, музыкальной);

    · Нарушены психические процессы и свойства, проявляющиеся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировки в пространстве, нарушены процессы возбуждения и торможения;

    · Личные качества развиты недостаточно (низкая самооценка, взаимоотношения с детьми затруднены);

    Между музыкой и речью очень много общего. Музыкальные звуки так же как и речь воспринимаются слухом и, поэтому музыка имеет с речью сходную интонационную природу.

    В логопедических группах большое коррекционное воздействие имеет также движения, это тоже своего рода речь, выражающая сущность ребенка, помогающая выразить его эмоции и возможности. Детям с нарушением речи иногда проще передать характер музыки в движении, чем описать словами, следовательно, под влиянием музыки и при условии использования правильно подобранных приемов – положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

    Справиться успешно с задачами мне помогает выполнение таких условий, как:

    - знание психофизических и речевых особенностей. Для этого проводится диагностирование детей.

    - знание программы «От рождения до школы» под ред Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой и программ, реализуемых в образовательном учреждении.

    - совершенствование взаимосвязи музыкального руководителя с воспитателями, логопедами, узкими специалистами. Для этого регулярно организуем «круглый стол», где обсуждаются результаты работы, определяем пути и решения поставленных задач.

    - требовательность к себе, выдержка в работе, внимание к своей речи, повышение своего профессионального уровня и воспитание собственным примером.

    - внимание к каждому ребенку, учет его возрастных и речевых индивидуальных особенностей.

    Коррекционные задачи также решаются в игре детей на шумовых инструментах: развивается мелкая моторика пальцев рук, фонематический слух, память.

    Музыкально – ритмические движения – очень эффективный метод коррекции. Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает свое отношение к нему, если правильно и выполняет двигательные упражнения по заданию – он реагирует на слово. Дети развиваются, активизируется их внимание, формируются музыкально-ритмические чувства, ориентировка в пространстве, что очень важно для детей в логопедической группе.

    Игра относящаяся к музыкально-ритмическим движениям, является основным видом, музыкальной деятельности детей. Игры дарят детям радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют воспитанию волевых качеств, помогает преодолевать неуверенность и стеснение.

    Пение рекомендуется как реабилитационное средство у детей с ОНР. Оно способствует нормализации периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного) исправляются быстрее речевые недостатки. По заданию логопеда мы поем знакомые мелодии на звуках (ти – ти, ду-ду, зо – за...), что способствует автоматизации звука, закреплению правильного звукопроизношения. Очень часто у детей с нарушением речи неподвижна нижняя челюсть и не активны губы. При пропевании слогов ба – бе – бу, да – да – ди, ди – ду – ду, этот недостаток устраняется. Кроме этого, варианты могут быть различные, например, вокализы на одном звуке, на звуках трезвучия, маленькие попевки, песенки, сопровождающиеся различными движениями.

    Работая над развитием певческих навыков, стараюсь прививать культуру исполнительства, заложить умение пения в хоре, пения под инструментальное сопровождение – минусовку, без него, первоначальные навыки ансамбля, пение с солистами.

    Проработав много лет музыкальным руководителем с детьми, имеющими различные нарушения речи (алалия, дислалия, дизартрия, ринолия, афазия), накоплен определенный опыт. Отбирая музыкальный материал, методические приемы, стараюсь учитывать особенности развития детей. Чтобы достичь хороших результатов в коррекции речи на музыкальных занятиях, совместно с логопедом составили перспективный план взаимодействия логопеда ми музыкального руководителя. Коррекционная работа проходит красной нитью через все виды музыкальной деятельности.

    Но одним из наиболее действенных методических приемов для решения речевых задач я считаю логоритмические упражнения. Логоритмика – это синтез слова, музыки и движения. Включая логоритмические упражнения в занятия, способствую ускорению решения речевой проблемы. Улучшается память. Пальчиковые игры стимулируют мозговую деятельность. Логоритмические упражнения – это своего рода игра, в которую с удовольствием играют дети. следовательно, работа по коррекционно – педагогическому воздействию на детей с ОНР через музыкальное воспитание позволяет им более успешно преодолевать речевые недостатки и предупреждать возможные трудности уже в процессе школьного обучения.


    Бадикова Л.Н.

    В этом разделе: